Простецы и короли (подробности)
|
|||||||||||||
Менталитет средневекового человека
 
Данный документ предлагается вашему вниманию, дабы вы могли освежить в вашей памяти некоторые подробности взгляда на мир средневекового человека. В любом случае напоминаем, что незнание законов не освобождает от ответственности, и если вы, например, лишитесь должности при дворе, назвав принца его сиятельством, а не высочеством, или потерпите фиаско в делах любовных, потому что не обратились с молитвой к святому Рафаэлю, то не говорите потом, что вас не предупреждали - здесь все написано!!!
 
Итак, обратимся к средневековому человеку и его восприятию мира. Перво-наперво, самое банальное - варианты жизненного пути, не слишком-то разнообразные и определяющиеся, прежде всего, местом и временем рождения и, соответственно, происхождением. Принимая во внимание то, что в Париже с крестьянами было слабовато, и что таковыми вряд ли заявится подавляющее число господ игроков, рассмотрим людей знатных и горожан.
Обычный жизненный путь знатного человека: от 7 до 14 -  паж, с 14 до 21 -  оруженосец,  потом, при имеющемся желании - рыцарь, что, впрочем, было вовсе не обязательно. Воспитание дворянина включает в себя 7 обязательных навыков: верховую езду, фехтование, владение копьем, плавание, соколиную охоту, сложение стихов в честь Дамы сердца, игру в шахматы. Нередко бароны знают грамоту и Священное писание (которое могут и просто воспринимать на слух). Для женщины-дворянки наилучшим всегда считается выйти замуж и родить ну никак не меньше… нескольких детей. Особо несогласных с этой догмой радушно принимает монастырь. Жизненный путь горожанина-мужчины тоже весьма однообразен: вначале  он помогает собственному отцу в его ремесле или по дому, возможно просто бездельничает. Затем в 12-14 лет -  если отец не учит его своему ремеслу -  парня отдают в ученье. Ученик живет обычно с учителем и просвещается - в зависимости от степени одаренности -  примерно от 3-х до 10-и лет. Затем переходит в разряд подмастерьев, и - через пару годков, покупает грамоту, позволяющую вступить в цех и сполна показать свое мастерство. Что любопытно, женщина третьего сословия может не только следить за домом и растить потомство, но и заниматься ремеслом, возможно, в помощь мужу. В это случае она проходит те же ступени, что и мужчина, но - тут-то и заканчивается эмансипация! -  семья и хозяйство всегда на первом плане, и работа не должна от них отвлекать. К детям же - до момента их совершеннолетия, отношение довольно безразличное - вплоть до времени, когда их можно было считать дееспособными.     Восприятие жизни и смерти
Собственно к дате рождения относятся довольно безразлично, даже знатные синьоры часто не знают, когда появились на свет. Поэтому, желающим отпраздновать свой день рождения на игре придется придумать другой игровой повод для праздника :-)
Хотя в большинстве случаев люди ориентируются по дням святых, на которые выпадало их рождение. Естественно, стоит отметить, что оно, как и брак и смерть, непременно освещается в религиозном плане. В теологической концепции бытия смысл человеческой жизни видится в предуготовлении к вечному существованию после смерти. В рамках этого понимания повседневная жизнь с ее заботами, тревогами, а, следовательно, и результаты человеческой деятельности, облеченные в материальную или идеальную форму, лишаются самоценности. Как результат мы видим довольно индифферентное отношение к смерти. Последующий Суд (о коем твердили святые отцы) делает это явление логическим продолжением жизни земной, которую - что уж говорить! - весьма укорачивают эпидемии, высокий уровень смертности новорожденных, и крайне низкий - медицины. К самому процессу умирания относятся куда с меньшим пиететом, чем сейчас, а вот предзнаменования и предсказания смерти распространены широко. И делаются, как правило, слабым голосом самого умирающего: три громких стука в изголовье постели больного - скорая кончина, появление белой птицы, пусть и невинного голубя - кончились деньки, ветер задувает свечу возле умирающего - тоже ничего хорошего…  
  Восприятие времени и пространства
 
Принцип деления суток Полунощница 00.00
Хвалытны  3.00 Час первый  6.00 Час третий  9.00 Час шестой  12.00 Час девятый  15.00 Вечерня  18.00 Повечерье  21.00 Ночь в монастырях  дополнительно делилась на 3 свечи   Забудьте умное слово «анахронизм». Для средневекового человека таковых не существует, что подтверждается текстами о том, как древняя римлянка «пошла к мессе». Автор  мог назвать Катилину королем, а его жену королевой, не говоря уже о том, что библейские персонажи изображаются исключительно в современных художнику одеждах и интерьерах. Подобные вещи не режут ни слуха, ни глаза, потому что время едино. Разрыв, скачок в нем был до тех пор только один: Рождество Христово. Года, как правило, считают от начала правления короля. Гражданский (в смысле не церковный) год начинался со дня Пасхи. В обыденном сознании сезонов два - зима и лето, переход от первого ко второму - великий праздник, еще с языческих времен, что вполне понятно. Пример того, как могут называться дни: 31.10 - «день, заканчивающий октябрь», «день ноябрьских калед», «канун дня Всех Святых». Впрочем, можно заметить, что отношения ко времени «в быту» становится внимательнее, особенно в среде деловых людей. Первые механические часы на парижской ратуше появляются в 1300 году. Для города в целом часы традиционно учитываются по колокольному звону церкви. Что касается расписания дня, то оно таково: встают рано, до восхода. Затем - молебен или служба, на которую нужно идти не позавтракав. Завтрак около часа 3-его, обед между 6-ым и 9-ым, работа до заката. Ночь -  время опасностей, измен, пожаров, сверх естественных напастей… но и время карнавала, чудес, зрелищ и сказок.     Религия. Мистика. Грехи и добродетели
С середины 13 века религия становится ближе к народу, так что на текущий период, благодаря, в известной степени, появлению нищенствующих монахов-проповедников и большему вниманию к проповеди на службе, Европа действительно христианская, сколь это возможно.
То есть, если Вы католик, Вы знаете символ веры и приметно представляете что, собственно, значат эти слова. Единственно возможный тип мировоззрения - религиозный. Наличие Бога не ставится под сомнение. Средневековый человек мог нелояльно относиться к клирикам, мог назвать несправедливого Бога врагом, хулить и всячески с ним бороться (что было, скажем, характерно для «чернокнижников»), но однозначно верил в его наличие, бессмертие души и наличие последствий после смерти. Впрочем, в средние века люди верят не только в классических персонажей христианской мифологии, но и «сказочных» существ.  С одной стороны, что в клоаке городских улиц делать феям и оборотням?  С другой - кто знает, кто знает?.... Существование их имеется в виду. Как и в существование ангелов и бесов (неверие в коих, кстати, - каноническое нарушение и преследуется инквизицией). Теперь - о колдовстве. Будет ли собственно чародейство на игре - вопрос сложный и философский, ответ на который Вы узнаете в процессе :-)… Но существование колдовства также не подвергается сомнению, поскольку ведьмы и чернокнижники официально признаются церковью как «враги народа», а их отловом занимается все та же уставшая в трудах праведных инквизиция… Грехи и соответственно им добродетели - это не собственно поступки, но их причины. Основных добродетелей, как и грехов, им противостоящих, семь. гордыня - смирение
алчность (жадность) - щедрость
похоть (блуд) - целомудрие
зависть - довольство своим
чревоугодие - воздержание (умеренность)
гнев - спокойствие
уныние - упование (надежда)
Необходимо сказать о добродетелях теологических (богословских) и кардинальных (главных); о них стоит говорить особо, ибо именно они составляли рыцарский идеал в частности, и идеал человека вообще. Итак, теологических добродетелей три: вера, надежда, любовь, при том любовь (в евангельском ее понимании) из них большая. Эти черты называются теологическими, потому что их достижение возможно, с точки зрения тогдашних философов, только христианам.
Главные добродетели возможно достичь и без влияния божественной благодати, это -  мужество, мудрость (сюда входит и просто ум, интеллект), умеренность (в том числе и в значении мягкость), справедливость (в том числе милосердие).
    Инквизиция. Духовенство
Поскольку доносы, за которыми следовал визит инквизиторов - явление широко распространенное, то институт инквизиции вызывает вполне объяснимый страх; тем более, что меры пресечения ереси  очень жестки. Однако страх смешивается с доверием, потому как церковь  громогласно заявляет, что проводит массовые расследования для защиты мирян, не говоря уже о вящей славе Господней.
Этому же способствует атмосфера, созданная многочисленными рассказами о покаяниях и показаниях на допросах, вследствие чего самые невероятные обвинения приобретали реалистичный облик. Надо заметить, что отношение к доносу гораздо более лояльно, нежели теперь. Донос - это помощь. Уже после, в поздний Ренессанс, когда государство, доносчики и инквизиция, обогащались за счет своих жертв - донос стал социально порицаем. Пока же, если Вы уверены, что Ваш ближний согрешил, и не сумели его образумить - обращайтесь к профессионалам! Но это конечно в идеале, а  зачастую причиной доносов служили и прочие, в том числе и корыстные цели, а так же просто гнев зависть и другие пороки.     Город Париж
Отношение к городу в средневековом сознании Отношение к деньгам Париж - самый большой европейский город того времени, и самый густонаселённый во всём римско-католическом мире. Он делился на три административных района: Citе (Ситэ) (Старый Город на острове Ситэ на Сене с королевским дворцом и собором Парижской Богоматери). L`Universitе (Университет) или Quartier Latin (Латинский квартал), на левом берегу Сены. Собственно la ville (город) - на правом. Кстати Тампль находится именно в этой части, но является своеобразным городом в городе - целый квартал, окружённый стенами, имеющий право экстерриториальности.
Верховным правителем всего Парижа является сам король, от его имени управление осуществляет королевский прево. Помимо этого, административно-судебная власть в Ситэ принадлежит епископу Парижскому. Латинский квартал и Город пользуются определённой автономией, под верховенством короля и надзором королевского прево. Во главе Университета стоит выборный ректор. Средневековый город представляет собой нагромождение зданий и зданьиц, с узкими и лишенными симметрии улочками. Самая большая магистраль, ведущая к Notre Dame de Paris шириной не более 10 шагов. В некоторых переулках - особенно в Латинском квартале, таких, как знаменитый переулок Le chat pesheй («Кота-рыболова») не разойтись и двум людям. Тем не менее, уже тогда о санитарии и уборки улиц заботятся (правда, не всегда успешно). Каждый хозяин обязан замостить улицу перед своими домом. Существует служба мусорных повозок и служба поддержания красоты. Из зданий -  кроме жилых домов - в наличии были дома цехов, ратуша (лучшее здание в городе, его гордость), храмы, больницы (могли быть как при церкви или монастыре, так и отдельно), крытые рынки. Отношение к городу в 14 веке особое. Это защита и статус. Это эльдорадо для деревенских жителей. Однако не каждый житель города получает статус горожанина, буржуа, а, тем более, не каждый имеет право голоса на совете управления города. Для того чтобы считаться полноправным горожанином, человек должен иметь в собственности дом или часть дома.
Горожане делятся на нобилей (богатые купцы и мастера) и мастеровых (цеховых ремесленников). Кроме горожан в городе живёт полно другого народа: слуги, подмастерья, приказчики, бедняки и нищие. Из ремесленников в Париже (по переписи 1292 года) больше всего сапожников, портных, пекарей, скорняжников, цирюльников, носильщиков, а так же плотников, камнетёсов. Если вы хотите выбрать торговую специальность, то их было немного и в основном занимались торговцы продажей продовольствия (сыра, вина, муки, птицы и сена :-) Честная торговля - идеал, её не осуждали, а моралисты 13-15 века, напротив, находили ей место в системе гармоничного человеческого общества. Стоит сказать ещё о ростовщичестве. Собственно, в одалживании денег не находят ничего противозаконного. Однако одалживание денег под процент - это извлечение прибыли из времени, которое не может покупаться и продаваться потому как принадлежит единственно богу. Собственно это одна из основных причин, почему торговлю считают сомнительным занятием.  
  Обращения
Прежде всего, в старофранцузском языке есть обращение к незнакомцам и прочим уважаемым людям на «Вы», в значении и случаях близких к русскому. Так что на «Вы» люди обращаются почти ко всем, дворянам допустимо обращаться к простолюдинам на «ты». Простолюдины на «ты» зовут младших родственников и друзей.
По умолчанию принимаем как уместные обращения: «господин плотник», «добрая женщина», «любезный незнакомец» - простолюдина простолюдинам. Если дама солидная и благородная, к ней обращаются универсально - «госпожа», аналогично - «господин». Благородные обращаются к простолюдинам на «ты» и по имени, или, если кто-то достаточно влиятелен «господин + имя-фамилия». Незнакомого простолюдина называют примерно «эй, мужик!» (виллан, в смысле):-), или, в лучшем случае, «послушайте, любезный!»  
Социальное положение                                               Обращение                          
Мужчина благородного                                         Мессир, сир, господин
происхождения                                Рыцарь                                                                        Шевалье (рыцарь)   Титулованные дворяне,                               синьор  (уместно обращение во мн. числе) военные                                                     Женщина, девушка                                       госпожа (при упоминании в третьем лице                 благородного происхождения                          «дама» или  «благородная девица»)   Жена короля, его мать                           мадам (а еще так называли старшего сына короля) или жена старшего брата   Коронованная особа                                                  Ваше Величество   Принц, принцесса                                                       Ваше Высочество   Герцог, герцогиня                                                      Ваша Светлость   Граф, графиня                                                             Ваше Сиятельство   Виконт, барон, баронесса,                                          Ваша милость баронет, рыцарь   Священник                                                   Отец или на «вы», но ни в коем случае                                                                       не «святой отец», это уместно только                                                                           в обращении к Папе Римскому   Монах                                                          брат (в рыцарско-духовных орденах,                                                                         только по отношению к равному,                                                                            или от высшего к низшему;                                                                         от нижестоящих - мессир, сеньор)   Незнакомые представители                            отец (кроме тамплиеров, госпитальеров) духовенства   монахиня                                                                            сестра   абаттиса                                                              Матушка, мать-настоятельница   Епископ                                                                    Ваше преосвященство      
Чуть-чуть о манерах Если у дворян выработаны сложные системы взаимоотношений и взаимной демонстрации почтения, у простолюдинов этикет был обусловлен утилитарными соображениями.
В отношениях с соседями-горожанами  довольно обычной вежливости, той, что принято считать старомодной :-) Для иных ситуациях, обратите внимание на манеру ругательств в подразделе полезных мелочей. При общении с дворянами стоит держать очи долу, поклониться (при приветствии мужчинам лучше снять головной убор), проявлять вежливость и немногословность. Не остроумничать и вообще, знаете ли, прикинуться идиотом и не отсвечивать - кто знает, что у этих господ на уме... Каждый горожанин среднего достатка знает, что со чванью из благородных лучше не связываться. Простецы бла-агородных опасаются, но относятся без особого внутреннего почтения, ограничиваясь проявлениями внешнего.
Взаимоотношение синьоров определяются правилами этикета,  куртуазного поведения. Его принципы хоть и отдают должное классическим кардинальным добродетелям (см. грехи и добродетели) но на первый план выносятся «душевная тонкость», вежливость, опрятность. Стремясь к первенству, господа должны соревноваться друг с другом в учтивости, позор не предоставить высшему подобающей чести! Среди равных так же имеется подчеркнутое, и даже нарочитое стремление продемонстрировать взаимное почтение - уступить более почетное место, пойти навстречу, первым обнажив голову в знак уважения. Признание первенства другого обозначалось также посредством поклона (это уже в куртуазных спорах).
Самые сложные церемонные поклоны порой включали в себя коленопреклонение или падение ниц, совершавшееся перед монархом или при религиозных обрядах. Существовали ритуалы поклона в процессе исполнения различных церемоний, но принцип, чем выше приветствуемая персона, тем ниже поклон, был общим. Поклон, как правило, сопровождался снятием головного убора или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечал на него кивком головы. Отношение к женщинам (конечно, благородным) должно быть подчеркнуто уважительно, упоминается их слабость, деликатность. Подчеркивается, что женщины более угодны Богу, им стоит оказывать бескорыстные услуги (да, господа, как ни тяжко, но именно бескорыстные!), никогда не говорить о них дурно (даже если они этого заслуживают). Для дам, в свою очередь, основным принципом вежества является чувство меры.  «В движении, в речи и в молчании - во всем следует соблюдать меру. Если женщина говорит слишком много, ее считают болтливой и глупой; если не вымолвит ни слова, не найдут неприветливой - ведь она должна уметь принять гостей. Если она из учтивости радуется всем приходящим, найдутся глупцы, которые будут хвалиться, что они в особой милости у нее, хоть ей такое и в голову не приходит. А если она сдержанна, ее сочтут гордой и высокомерной, либо скрытной. Так что многие разумные дамы воздерживаются от проявления чувств, принимая тех, кто им нравится, опасаясь толков (а толки будут в любом случае, милые дамы)
Дама не должна стрелять глазками вправо-влево, ей следует смотреть прямо перед собой и любезно приветствовать всех встречных, неблагороден тот, кто скупится на приветствия. При виде нищих не нужно изображать презрения, к ним следует приблизиться ласково, но соблюдая достоинство. Следует, во всяком случае, говорить с ними милостиво. В обществе особенно корректно следует вести себя по отношению к посторонним мужчинам ...(на вечернем карнавале можете забыть о сих мытарствах…)
Никогда не нужно смотреть мужчине в лицо, разве что тому, кому по праву принадлежит любовь дамы, поскольку хорошо известно, что если женщина на кого-то часто смотрит, тот не примет счесть себя избранным. Если кавалер просит любви дамы, то она не должна хвалиться этим в обществе, ведь это не только дурно, но и не осторожно (зато очень интересно!) Не следует декольтироваться, показывая плечи и грудь, и открывать ноги (тоже сомнительный принцип, коим, при желании, можете пренебречь). Вообще, любая честная женщина не должна принимать ничего ни от кого, кроме родственников. В обществе следует опасаться споров и перебранок. Женщина, позволившая втянуть себя в ссору, потеряет всякий авторитет и прослывет развратной (а вот простолюдинкам громкие скандалы на всю улицу прямо-таки показаны!) Если женщина оказывается в ситуации, когда с ней говорят в малоподобающей манере, то самый лучший выход - промолчать, сохранив при этом свое доброе имя» (Л.М. Горбачёва, «Костюм средневекового запада»).     Немного о столовых манерах
«...Учитесь (красиво) есть. За столом много не смейтесь, не болтайте. Не хватайте лучших кусков, а в гостях не ешьте без меры. Не браните предложенные вам блюда. Вытирайте рот, но не вытирайте нос, тем более скатертью...»
Индивидуальных столовых приборов, как таковых, еще нет: мужчины и женщины сидят попарно, пара пьет из одного бокала и ест из одной тарелки, а если же таковой не нет, то еду кладут на плоские ломти хлеба, которые в течение всего обеда используют в качестве тарелки, а затем бросают собакам. Мясо отрезают своим ножом. Скатерти и салфетки были широко распространены, часто сшиты из дорогих тканей и богато вышиты, но используются не совсем так, как мы привыкли: о скатерть часто вытирают руки, а салфетки могут быть использованы, например, для того, чтобы завернуть еду и унести с собой, что не считается дурным тоном.  
  Подарки
Огромную роль в жизни общества играет ритуальный обмен дарами. Бракосочетание, поминки, посещение гостей, совершение сделки, заключение мира и многие другие важные вехи в жизни человека сопровождаются взаимным вручением подарков. Эти дары могли иметь значительную материальную ценность, но могли быть и символическими, поскольку самым важным было то, что между людьми возникали узы дружбы или служения.
Подарки считались важным средством поддержания общественных связей, а подчеркнутая щедрость и гостеприимство обеспечивали человеку положение в обществе (так что не забывайте о сувенирах :-)  Пригласившего в гости необходимо было в свою очередь пригласить к себе на пир и отплатить не менее, а если возможно, то и более щедрым и обильным угощением.  
  Брак. Куртуазная любовь. Секс
К 14 веку институт брака в Европе стал гораздо более значителен, особенно это касалось, разумеется, города. Итак, брак, освященный церковью о-бя-за-те-лен. Стоит сказать, что супружество является в большей степени способом наладить нужные связи и совместно детей рожать-воспитывать, нежели союзом любви. При том, это касается даже и небогатых и незнатных семей. Любая уважающая себя женщина должна состоять в браке, поэтому, если вы едете на игру одинокой девицей, замужество - прекрасный повод занять игровое время. Отношение к разводам - крайне негативное. Вдовы (кроме знатных) крайне редко выходят замуж второй раз.
Для мужчины иметь постоянную содержанку - неприлично, гораздо менее прилично, чем посещать лупанарий. Впрочем, обилие незаконнорожденных детей доказывало наличие адюльтеров. Рождению бастарда от высокопоставленной особы мужского пола, не предается особое значение, этот факт особо не порицается Отношение к супружеской неверности весьма противоречиво. С одной стороны, посещение борделя - нормальная практика для мужчин до дворян от 17 до 45 лет, как неженатых, так и женатых. Это показатель здоровья, делового и морального(!) благополучия. Конечно, женатые мужчины должны при обнаружении их в публичном доме подвергаться штрафу но...  Даже при всем осуждении к древнейшей профессии, церковь отмечала, что проститутка имеет право получать деньги за свою работу. Измена жены совсем другое дело. Насмешки ожидают именно её мужа. Неверность жены наказывает жестче, нежели одно покаяние, особенно, если эта неверность стала известна общественности. Для знати характерна куртуазная игра. Понятие куртуазной любви входит в систему куртуазной культуры. Собственно куртуазная любовь появилась как поклонение идеалу, культу Прекрасной Дамы, ухаживание за женой сюзерена, сексуальные отношения с которой исключались. Следовательно, эта флирт без последствий для чести, игра, «весёлое вежество». Следует так же заметить что куртуазное рыцарство, которое во многих странах связывалось, прежде всего, с культом Прекрасной Дамы, во Франции имело скорее религиозный характер.     Прочие полезные мелочи.  Имена. Ругательства
Имя человеку дается при крещении. Даже в королевских семьях фамилия - собственность рода. Для идентификации людям даются прозвища, которые не редко в Иль де Франс становились наследственными. Эти прозвища даются по занятию, месту проживания или рождения, качеству или отличительной черте человека. Например,  Изабель-Белошвейка с Хамовой улицы, или Жан-Хромец.
  Наиболее распространенные имена
Мужские: Жан, Гийом, Филипп, Роберт, Шарль (Карл), Рауль, Реми (Роман), Ален, Эд, Дени.
С женскими сложнее, но достоверно известны: Жакот, Мари(я), Жанна(Иоанна), Бланш(Бланка), Изабель/Изабо, Маго(Маргарита), Агнесса, Адель(Алиса) .
  Если хотите выбрать что-то ещё, просто возьмите имя святого (западных или канонизированных до 11 века), и переделайте на французский лад, не забывая о местных акцентах и ударении.     Ругательства
Русский мат велик, разнообразен и прочие и прочие… Им можно выразить всё на свете… Однако в Франции 14 века ему не место! В средние века роль ругательств играли в основном богохульства, самое грубое  из которых переводится, как «я в бога не верю».
  Однако русских аналогов подобным ругательствам найти не удается, тем не менее, у вас в руках богатая палитра прочих популярных выражений: а) сравнения с различными животными (змеи, собаки, свиней и т.д.) б) большой количество святых и их болезней, просто пожелание различных болезней в) упоминание адских мучений, пожелания их, вообще упоминание инфернальных сил в различных сочетаниях г) и, наконец, намёки, подчёркиваю намёки на особенности, например, зачатия, вынашивание оппонента, поведения его матери и прочих близких родственников.   Отдельная таблица святых, к коим вы можете обращаться во всех удобных случаях
  Святой                                       Чем занимается                                 День Витус                                   Покровитель комедиантов                       15 июня Алексий                                    Покровитель нищих                            17 июля Елизавета                               Покровительница пекарей                     19 ноября Стефан                                   Покровитель каменщиков                      26 декабря Винсент, Феррер                     Покровители строителей                      5 апреля Марфа                                    Покровительница поваров                     29 июля Лука                                   Покровитель врачей, художников             18 октября Андрей                              Покровитель рыбаков, старых дев             30 ноября Франциск Ассизский                 Покровитель торговцев                     4 октября Сецилия                                Покровительница музыкантов                22 ноября Гемма Галгани                      Покровительница аптекарей                   11 апреля Альберт                                       Покровитель ученых                         15 ноября Григорий                                      Покровитель певцов                        12 марта Бонифаций                                   Покровитель портных                      5 июня Антоний                            Покровитель бесплодных женщин,                                                       домашних животных Николай                                   Покровитель любителей пива Доминик                                         Покровитель детей Евстахий                                 Решает домашние проблемы Лаврентий                       Защищает от огня, покровитель бедняков Колумбан                                     Спасает от наводнений Варвара                                     Защищает от грозовых бурь Рафаэль                                Покровительствует любовникам Сириакус                                     Уберегает от искушения Иосиф                                        Помогает приобрести мужа Анна                                            Помогает приобрести жену     Святой                           Лечит (а, может и наслать, если хорошо просить)
Иаков                                                             Артрит
Хьюберт                                                   Укус собаки Хилари                                                       Укус змеи Рафаэль                                                         Слепота Мюрис                                                         Судороги Кадок                                                            Глухота Агата                                                     Заболевание груди Люция                                                    Заболевание глаз Блез                                                       Заболевание горла Витус                                            Эпилепсия, нервные припадки Георгий                                                      Температура Виктор                                                    Заболевание ног Андрей                                                         Подгара Денис                                                       Головная боль Иоанн                                                      Болезнь сердца Димпна                                                    Умопомрачение Гилес                                                           Бесплодие     |