Духовенство
Инквизиция  
      
«Побоку отыгрыш. Мне плевать,
что он там читал, готовясь к игре -
пусть сам поверит, а потом
вербует меня».
Из разговора об игровых священниках.
 
 
     Оговоримся сразу. Я знаю, что в католической церкви были и есть священники и монахи: содомиты, извращенцы, блудодеи, бабники, пьяницы, богохульники, лицемеры и просто лица, которым без разницы, где стоять - за алтарем или за прилавком (но за алтарем, периодически, выгодней, поскольку в иные времена продажа Тела Христова оптом и в розницу является весьма прибыльным делом).
    Тем не менее всех, кто хочет обличить пороки римско-католической церкви, изобразив ее служителей содомитами, извращенцами, блудодеями, лицемерами и т.д. я настоятельно прошу сделать это от имени актеров или комедиантов, или просто смеяться над всем вышеперечисленным в жизни (игровой и не очень). Ну, право слово, зачем вам ехать на игру, чтобы быть там «никаким» святым отцом, который, к примеру, оставляет свою «игровую душу» молиться в келье, а сам предпочитает пьянствовать у костра? И в собор заглядывает реже, чем его паства?
        Итак, если «по игре» вы отдали себя Богу, сделайте это добросовестно хотя бы на игре. Весь вопрос заключается в том, как. Можно вызубрить молитвенник наизусть, цитировать Евангелия справа налево и слева направо, и держать очи, поднятыми к небу, днем и ночью - увы, не это делает священника священником и монаха монахом. А что?
      Оставим на время все одежды. Бенедектинцы пели хвалы Господу по восемь часов в день, и еще столько же просиживали в скриптории - ах, мечта любого мастера, но вы можете себе представить подобное времяпрепровождение на игре? Доминиканцам их основатель заповедовал нищенствовать и просить милостыню в перерывах между проповедями и занятиями богословием - вы можете делать и то, и другое, и третье, но об обеде все равно позаботитесь «по жизни», а не «по игре», верно ведь? И прочая, и прочая.
        Итак, оставим все, возьмем только суть. Священник - это тот, кто приводит человека - к Богу, монах - это тот, кто приводит Бога - к человеку, остальное - детали. Представьте, что вы сидите в комнате, где есть одна дверь и одно окно. Свет за окном - это Бог (кстати, других источников освещения в комнате нет). Любой человеческий грех оставляет на стекле пятно из черной краски. Чем больше окно заляпано - тем меньше света проникает в комнату, и так вплоть до полной темноты. Так вот, монах - это тот, кто в силах снова сделать стекло - прозрачным.
       Один из основных постулатов католичества:
«как грехом одного человека гибнут все люди, так и жертвой одного все люди спасаются» (дословно: "как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни", Рим.5,20). Пресловутая индульгенция берет начало именно отсюда, и дело вовсе не в том, что вы платите Богу пару звонких монет, а он взамен откупает у дьявола вашу душу. Нет! Просто кто-то берет на себя труд принести жертву - за вас. Вы грешны блудом, а монах - целомудрен и чист, вы погрязли в суете мира - а монах посвящает себя вечности, вы готовы на то, чтобы лишиться глаза, лишь бы сосед остался без обоих - а монах отдает последнее, что имеет. В этом суть чудесного превращения, монах словно бы сам становится стеклом, окном между Богом и вами - и благодаря прозрачности этого стекла свет снова льется в комнату и в ваше сердце.
         А священник - это тот, кто просто берет вас за руку и выводит из комнаты наружу. Потому что все таинства, которые он совершает: крещение, исповедь, отпущение грехов, евхаристия, причащение, миропомазание - все они направлены на одно: хотя бы на миг вернуть душе человека ее изначальное состояние. Воздух с землей не слишком сочетаемы, верно? Как не смешивай - земля все равно будет отдельно, а воздух - отдельно. А если смешать свет со светом? А-а-а, вот в этом-то и вся суть…
       
Итак, если вы хотите стать монахом, прежде, чем кидаться изучать то и это, примерьте на себя - в чем вы можете быть перед Богом чисты и прозрачны, словно вода горного ручья? В католичестве не случайно так много орденов, каждому - по дару его, и если вы поэт - что ж, пойте сестру землю и брата солнца, как это делал святой Франциск, и несите весть о радости и спасении и в бордель, и в кабак: разве не сам Господь сказал, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные? Если в душе вашей нет скверны - не вы упадете, столкнувшись с грязью мира, но мир отправится умываться, посмотрев на вас…
      Если у вас душа ученого - выкапывайте зерно истины из груд книг, спорьте и доказывайте, передавайте из рукава в рукав свиток, тщательно списанный из толстого фолианта (ох, не все монаху рекомендовано читать, отнюдь не все!) - будите от спячки ум, заплывший жиром банальностей!
      Братья святого Доминика, про которых сейчас только и помнят, что они - «псы Господни»… Вы знаете, что первых шестнадцать из них Доминик отправил в мир, с наказом основывать монастыри и запретив при этом получать деньги иначе, чем милостыней - но через четыре года по всей Европе было 60 (!) доминиканских монастырей?  Это ли не чудо? А потом… ох, что потом…
    Итак, монах может быть несовершенен, как несовершенны все мы, люди, но и в несовершенстве своем он должен оставаться монахом…
      Тем же, кто хочет облачиться в орнат и столу священника, скажу:
если латынь не ложится вам в память - черт с ней, читайте молитвы, как умеете, лишь бы они были искренними! Бог наш есть Любовь, так не будьте же унылы, ведя Святую Мессу! Ну... хм... хотя бы пять игровых дней...
         Отдайте причастие так, как отдавали бы последний кусок хлеба, делясь с теми, кого вы любите, и зная - вы спасаете сейчас своего друга от голодной смерти. Примите исповедь так, как принимали бы от человека его самую сокровенную тайну. Отпустите его грехи - как отпускаете зло, сделанное вам, после того, как человек попросил у вас прощения…
       Будьте просты и милосердны, и, если не можете пока принести людям веру, принесите им хотя бы надежду. Философом было сказано: «Cum spiro spero» - «пока дышу, надеюсь», но не верней ли было бы сказать:
«Пока надеюсь - дышу»?
      Итак, пока время Готики еще не закончилось, войдите в храм с благоговением и радостью. Я знаю, что очень для многих Христос - всего лишь символ, но если вы хотите понять, что чувствовал священник, становясь пред алтарем, и монах, совершая свое молитвословие, просто вспомните, что и для первого, и для второго Иисус был возлюбленным, другом и господином в одном лице. Или, как минимум, первым и самым сокровенным собеседником...
 
P.S. Часть священников на игре будет иметь дело не только с душами живых, но об этом - позже и в другом месте :-)
 
P.P.S. Всех монашествующих и священников настоятельно просим перечитать Евангелия (желательно, не по одному разу): "темные века" - "темными веками", но хоть вы-то слово Божие знать должны! :-))
        
 
Список литературы, желательной для прочтения:
 
1. Умберто Эко "Имя розы"
2. Генрик Сенкевич "Quo vadis?"
 
 
Дополнения и подробности:
 
1. Гилберт Честертон "Франциск Ассизский" (великолепное эссе, от прочтения которого вы точно
ничего не потеряете, и узнаете не только о самом
святом Франциске)
 
 
(документ любопытный и не лишенный юмора)
 
 
 
Продолжение следует...
 
 
 
Приобщи меня, Господи, к
воле Твоей, К любви Твоей,
к миру Твоему!
Даруй заронить любовь в
сердца злобствующих,
Принести благость прощения
ненавидящим,
Примирить враждующих.
Даруй мне осветить истиной
души заблуждающихся,
Укрепить верою
сомневающихся,
Озарить светом Твоего
разума пребывающих во тьме.
Даруй мне возродить
надеждой отчаявшихся,
Одарить радостью скорбящих.
Соделай меня, Господи, не
ищущим утешения для себя,
Но жаждущим дать его другим;
Не вразумляющим в гордыне
своей,
Но вразумляемым в смирении
духа;
Не любимым, но любящим.
Об этих милостях молю Тебя,
Боже,
Ибо отдавая, мы получаем;
Забывая о себе - находим
себя;
Прощая других - прощение
обретаем;
А умирая - воскресаем к
жизни вечной!
Сайт создан в системе uCoz