Credo
Инквизиция          
Простецы и короли
     Написать эти записки меня вынуждает то, что несмотря на сотни (если не тысячи) игр по средневековой тематике, у большинства игроков наблюдается поверхностное и весьма искаженное представление о католичестве как вероучении. Строго говоря, никто и не обязан его знать и тем более ему следовать, поскольку вера - дело сугубо личное. Однако, раз уж мы играем в средневековье, то было бы логичным хотя бы на время игры действовать, исходя из того менталитета, который был актуален тогда, а не сейчас. Думаю, со мной согласятся и сторонники хорошего отыгрыша и те, кому важно погружение в игру. Итак, что же такое католичество и чем пресловутый «добрый католик» отличается от не менее пресловутого «подлого еретика»?
   Ядром католицизма, несомненно, является «Символ веры». Это - собрание догматов, и, строго говоря, ересью является только то, что противоречит символу веры. Остальное выступает всем, чем угодно, в том числе смертным грехом, но это уже совсем другой коленкор. Есть еще догматы «второго порядка»:  например о том, что Папа непогрешим в вопросах веры, или что дева Мария была зачата непорочно - но они не столь важны в деле спасения. С точки зрения католика, даже если вы православный и Папа вам глубоко антипатичен - вы все равно имеете все шансы на спасение. А вот если вы считаете, что Христос имеет только божественную природу или только человеческую - уже нет. Почему?
    Как говорили древние, начнем от яйца. Прежде чем рассмотреть вопрос о спасении, нам необходимо остановится на двух аксиомах христианства. Первая аксиома говорит о том, что у нашего мира есть Творец, и что это Творец един (все создано одним Богом).  Вторая аксиома касается того, что такое человек. Согласно ей человек, с одной стороны, создан «из праха земного», с другой стороны он создан «по образу и подобию Божию». Что это значит? Католицизм различает в природе человека три составные части. Первая часть - это собственно «плоть», то, в чем человек «животное среди животных». К ней относится тело как таковое, инстинкты, чувства и т.д. Вторая часть - это разум и воля. Разум и воля - это то, что отличает человека от животного, но даже с ними он остается
творением Бога, и как творение полностью ему подчинен. А вот третья часть - это Дар Бога человеку, благодаря которому человек из творения становится сыном Божиим, то есть Богу уподобляется. Грубо говоря, Бог как бы берет часть своей природы и отдает ее человеку. Этот дар, эта третья часть, делающая человека подобным Творцу - любовь «агапе». Агапе - это жертвенная любовь, любовь, в которой тот, кто любит, прежде всего исходит из блага того, кого он любит, любовь, в которой главное отдать, а не получить. Агапе противоположна любви «эросу», которой человек обладает не как божье дитя, но как тварь. Причем под эросом здесь понимается не только сексуальное влечение как таковое, но вообще всякая любовь, которая стремится получить, а не отдать.
    Следующая отправная точка во взаимоотношениях между Богом и человеком - это грехопадение и его последствия. До грехопадения человеческая природа не была искажена, то есть в человеке содержалась незамутненной та часть, которую Бог отдал человеку. Поэтому говорится, что
основное свойство человека - это стремление и способность любить, что человек создан для того, чтобы любить и быть любимым. Иначе говоря, как Бог есть в первую очередь Любовь, так и для человека любовь (но любовь агапе) - естественное состояние, которое дает ему радость и счастье. Однако, дав человеку часть от себя, Бог дал ему и свободу выбирать. Человек может быть с Богом, но может и отринуть своего Творца, может любить, но может и ненавидеть, может следовать добру, но может следовать и злу. Чем свобода воли закончилась для первых людей, известно: они пожелали вкусить плод с древа познания добра и зла. Понятно, что никакого яблока или граната Ева Адаму не подносила, это всего лишь аллегория. Познать зло - означало применить его на практике. Если убийство есть зло, то чтобы его познать - человек должен был получить возможность убивать - и так в мир пришла Смерть. Если жестокость - зло, человек должен был получить возможность причинять боль и смеяться над чужими муками - и так в мир вошло страдание. И все остальное. В принципе и сейчас бунт против Творца происходит по такому же принципу: «А ну и что, что я тварь дрожащая, зато нарушаю заповеди самого Господа!» С тем же успехом (кстати) можно попытаться нарушить закон всемирного тяготения, сиганув головой вниз из окошка. Последствия будут одинаковыми, только в одном случае пострадает тело, а в другом - душа.
     Итак, Бог дал человеку заповеди, сказав что-то вроде «вот то, как ты должен поступать, исходя из твоей природы, которую я тебе дал, вот то, к чему стремится дух, живущий в тебе», человек же взбунтовался, ответив «а я хочу по-другому, а я хочу творить и зло тоже, зло, а не добро, принесет мне счастье». Так свершилось грехопадение человека, вследствие которого связь между Богом и человеком порвалась, а духовная природа человека оказалась искажена и нарушена. Причем поскольку это нарушение передалось и дальше (от Адама и Евы - их детям, и далее всему человечеству), то каждый человек родится в состоянии искаженной природы. Все мы смертны, все мы подвержены болезням, скорбям, грехам - это и есть состояние первородного греха.
     Дальше (с точки зрения верующего христианина) все очень просто:
спасение - это восстановление нарушенной связи с Богом и возвращение человека к той природе, которая была дана ему изначально, спасение - это спасение прежде всего от греха и смерти (не будете вы больше испытывать ни зависти, ни ревности, ни гнева, ни обиды, ни боли, ни гнева и т.д. - не для того вас рождали). Вечное блаженство - это возможность полного и прямого общения с Богом и со всеми его творениями, именно это общение и дает человеку счастье и радость, к которым он стремится. Кстати, сама возможность вечной жизни определяется тем, что в человеке есть часть природы Бога (тот самый дух), и эта часть также неуничтожима, как неуничтожим сам Господь. Погибель, напротив - это состояние отторжения от Бога, которое вызывает у человека чувство беспредельного и безысходного отчаянья, одиночества, пустоты и муки. То есть когда человек с Богом соединиться хочет, но уже не может, поскольку всю жизнь бунтовал, предавая, практически, свою природу.
    Теперь, когда мы немного разобрались с тем, что христианином понимается под словом спасение, можно переходить к символу веры.
     «Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли». Если для человека существует только обыденная реальность, то, что видят его глаза и никакой иной реальности (вечности) он не признает, естественно, и жить человек будет исходя из того, что есть только этот, конечный, мир, и он, смертный, человек. Таким образом, человек будет постоянно пренебрегать своей божественной природой (раз), отвергать Творца, как нечто несуществующее (два) и рискует постоянно находится под властью мысли, что все все равно бессмысленно (раз оно смертно) - три (как сказал Воланд голове Берлиоза: "каждому воздается по вере его"). Это то, что можно отнести к слову Бог. То, что Господь - Отец, еще раз указывает на то, что человеку дана часть божественной природы, что человек - сын Божий (а не просто тварь). То, что Бог - Творец, указывает на то, наш обыденный мир подчинен вечности, поскольку он всего лишь сотворен, в отличие от Бога, который всемогущ и который творит. Подытоживая первое утверждение символа веры можно сказать, что, противореча ему, человек обрекает себя на погибель либо потому, что вечности для него не существует (и потому спасаться просто некуда), либо потому, что он Бога отвергает (а поскольку у человека есть свободная воля, то все и происходит согласно его волеизъявлению).
      «И в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего» - фраза, которая выражает, что Христос имел божественную природу, о чем мы подробнее поговорим дальше.
    «Который был зачат Святым Духом, Рожден Девой Марией» - указывает на то, что Христос имел не только божественную, но еще и человеческую природу, Бог воплотился в человеке, вочеловечился.
      «Страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и был погребен, сошел во ад, в третий день воскрес из мертвых, восшел на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего» - еще одно указание на то, что Христос был человеком (страдал, как человек, и как человек умер), но главным образом указание на его спасительную миссию: был распят, чтобы искупить грехи людей, сделал это, воскрес (то есть победил смерть), восшел на небеса и сел одесную Бога Отца (то есть вошел в божественный мир по праву богообщения, стал сопричастен Богу и вместе с ним владычествует над мирозданием).
      На последних трех положениях из Символа веры надо остановиться особо. Выше мы говорили о грехопадении, как о разрыве связи между Богом и человеком и повреждении духа в человеке. Что происходит посредством деяния Христа? Во-первых, Бог воплощается в человека, то есть разделяет его падшее состояние, которое выражается в усталости, физических и нравственных страданиях, унынии и смерти. Христос - Бог, ставший человеком, страдает, как и всякий человек, разделяет с человечеством его грех, и, через воскресение и восшествие на небеса, снова поднимает человечество до Бога (говоря богословским языком, «воплотившееся Слово, принимающее все падшее человеческое существо и обежествляющее его, с трансцендентным преизбытком возвращает человека к идеалу, задуманному и желаемому в Промысле Божьем»).
Проще говоря, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе (в данном случае - Бог к человеку).
     Это еще не все. Христос, как сын Бога, показывает человеку тот самый Иной мир (вечность, царство Божие), в который человек стремится попасть. Не было бы Христа (Сына), никто не смог бы постичь и Бога (Отца).
       Далее, Христос искупает своей мученической смертью грехи человечества. И дело тут не в том, конечно, что Господь, аки папа с ремнем, действует исходя из принципа «заслужил - получи». Как грехопадение было следствием отказа от любви агапе, так и возвращение к первоначальному состоянию может свершиться только движением в обратную сторону: то есть кто-то должен отречься от своего эгоизма и отдать другим свою любовь максимально полно, пожертвовать всем за други своя. Именно это и делает Христос.
        Но, кроме жертвы, здесь есть еще и полное принятие воли Бога над своей (как поется на эту тему в псалмах: "был послушен даже до смерти"), а принять волю Бога, это значит соединиться с ним, что, как мы уже видели выше, для христианина равнозначно спасению.
       В деянии Христа есть и еще один, очень простой, смысл. Христос показывает, что должен сделать человек, если он хочет спастись.
Как он, будучи человеком, ел, пил, жил, принял свое предназначение, полностью исполнил его, был распят, умер, и был воскрешен, так и человек, будучи человеком, который ест и пьет, может принять свое предназначение, исполнить его, умереть и быть воскрешенным.
    Теперь мы можем рассмотреть ереси и понять в чем, с точки зрения католика, была (и есть) их губительность (кстати, отметим: ересь - это не просто то, что ведет душу к погибели само по себе, это прежде всего хула на Создателя, оскорбление его величия, то есть неприятие части или всех его деяний). Догмат о
богочеловеческой природе Христа, несомненно, центральный в Символе веры. Огромное количество ересей базируются именно на том, что отрицают либо божественную природу Христа, либо человеческую (к последним относятся и катары). Итак, посмотрим. Если Христос только Бог, то полностью теряется смысл жертвы (кого на кресте распинали, солнечный свет??). Кроме того, человек лишается возможности следовать за Христом (мы же люди, а не Боги, куда уж нам). Если Христос только человек, то следовать за ним, конечно, можно, только непонятно куда (та самая трансценденция отсутствует). Так что в первом случае мы имеет берег, но не имеем моста, а во втором - мост, висящий над пропастью. И только если Христос и Бог, и человек одновременно он действительно становится мостом, ведущим на Ту сторону (в вечность).
    «И оттуда придет судить живых и мертвых» - согласно этому положению, каждую душу ждет суд Христа, после которого одни пойдут в ад, а другие в рай. Но если вы не признаете суда, вам и незачем совершать поступки, уберегающие вас от ада. Суд напоминает о том, что каждый должен следовать своему пути (выполнить свое предназначение), если нет суда (то есть, практически, спроса), то зачем его выполнять? Кроме того, отрицание этого догмата означает, что вы отрицаете само право Христа на суд (а это уже оскорбление его величия, со всеми вытекающими).
      «Верую в Святого Духа» - в самом простом варианте вера в Святого Духа - это признание чуда. Представьте, что вам является ангел, а вы бурчите, что «этого не может быть, потому что не может быть никогда, и вообще это галлюцинация». Ангел, конечно, может быть галлюцинацией, но если он реален, а вы чудес не признаете, то спастись вам будет весьма затруднительно, поскольку «приглашением Господа», вы, естественно, не воспользуетесь. Отсюда же фраза из Евангелия, что «все грехи простятся человеку, но хула на Духа Святого не простится ни в веке нынешнем, ни в веке грядущем». Сюда же относится вера в Таинства (крещение, евхаристию, покаяние, елеосвящение и др.). Согласно католическому вероучению таинство действительно всегда (то есть благодать Божия на человека изливается), но он, если в благодать не верит или ее не признает, может от нее закрыться (как зонтиком от дождя).
    «Святую Вселенскую Церковь, общение святых», - положение, согласно которому все верующие в Христа составляют единый народ Божий. Кстати, святой в католицизме считается любая душа, которая не находится в аду (то есть и на земле, и в чистилище души тоже святые). Соответственно, души могут общаться: живые могут попросить за умерших и умершие - за живых, с точки зрения вечности разница здесь небольшая :-)
     «Прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную» - все тоже самое: странно было бы стремиться к спасению, если вы в него не верите!
       По поводу ереси стоит сказать вот еще что. Есть разница между человеком неверующим (тем, для кого слово Господа еще не прозвучало) и человеком, который слышал весть (то есть уже стал христианином), но потом от нее отрекся. Первый просто губит душу по причинам, указанным выше
(но над ним властно милосердие Божие и он еще может быть спасен). Второй - оскорбляет Бога, что, естественно, на порядок усугубляет его вину. Для человека современного словосочетание "гибель души" почти ничего не значит, но для человека средневековья это было альфой и омегой жизни. Никакая цена не мала, если в итоге душа человека будет спасена. И наоборот: ни что не во благо, если душа погибнет. Поэтому укрывать еретика мог только тот, кто либо не верил, что данный человек еретик, либо тот, кто сам эту ересь разделял. Для всех остальных еретик - это человек, который бунтует против Бога и бунтует самым подлым образом (это, примерно, как если бы кто-то стал людям, которых вы любите, делать всякие гадости). В самом "лучшем" случае, еретик - это человек оступившийся и заблудший, поэтому у костров сжигаемых молились и рыдали. И не потому, что было жалко тела (тело - это мелочи), а потому, что было жалко душу, осужденную вечно гореть в геене огненной.
       Катары, которые утверждали, что весь материальный мир создан дьяволом, а не Богом, в глазах истинного католика выглядели полными богохульниками, и в этом смысле жестокость похода Монфора не должна никого удивлять. Так же дело обстояло и со всеми другими ересями: пока "символ веры" оставался тем, от чего люди отталкивались в своей оценке бытия, до тех пор и противоречение ему было чем-то кощунственным и почти немыслимым.
      Это то, что можно кратко сказать по Символу веры. Пожалуй, стоит еще добавить несколько штрихов к самому католицизму. Итак:
1) любой грех - это отсутствие любви;
2) вера начинается с личной «встречи» человека с Богом, то есть вера - это всегда и несомненно дар;
принуждать человека верить - бессмысленно, абсурдно и греховно;
3) вера предполагает личностные отношения между Богом и человеком; человек как отдельная личность идет к Богу, который также есть личность, и тем более личность - Христос;
4) служение человека свободно и достойней, когда он следует за Христом не из-за страха ада, а из любви к тому, кто спас собой всех людей; то есть в основе поступков человека должен лежать не страх, а благодарность и вырастающая из нее любовь;
5) сердце христианства в том, что Христос - воистину, реально, телесно жив, и также воистину, реально, телесно будем жить и мы; кроме того все, что Христос свершил, продолжает изливаться из мира небесного в мир обыденный (через те самые таинства), так что можно принять как данность, что
в эту самую минуту Христос рождается, учит, проповедует, принимает смерть на кресте, нисходит в ад и воскресает:
"Господь Иисус, воскресший
и вошедший во славу Отца,
господствует над всеми временами
и наполняет их Собой:
сегодня Он побеждает смерть,
сегодня в небесном святилище
приносит жертву вечного завета,
сегодня изливает всеобновляющего Духа,
сегодня спасает, судит и награждает".
 
 
Дополнения и подробности:
 
 
Верую в Бога,
Отца Всемогущего,
Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа,
Единственного Его Сына,
Господа нашего,
Который был зачат Святым
Духом,
Рожден Девой Марией,
Страдал при Понтии Пилате,
был распят, умер и был
погребен,
сошел во ад,
в третий день воскрес из
мертвых,
восшел на небеса
и восседает одесную Бога
Отца Всемогущего,
и оттуда придет
судить живых и мертвых.
Верую в Святого Духа,
святую Вселенскую Церковь,
общение святых,
прощение грехов,
воскресение тела,
жизнь вечную.
Аминь.
(Апостольский символ веры)
 
 
Pater noster, qui es in
caelis:
satificetur nomen tuum;
adveniat regnum tuum;
fiat voluntas tua,
sicut in caelo, et in
terra.
Panem nostrum quotidianum
da nobis hodie;
et dimitte nobis debita
nostra, sicut et nos
dimittimus debitoribus
nostris;
et ne nos inducas in
tentationem, sed libera
nos a malo.
Amen.
 
Отец наш, сущий на
небесах!
да святится имя Твое;
да придет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на
земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам
на сей день;
и прости нам долги наши,
как и мы прощаем
должникам нашим;
и не введи нас в
искушение,
но избавь нас от
лукавого.
Аминь.
 
 
 
Радуйся, Мария, благодати
полная! Господь с Тобою;
благословенна Ты между
женами,
и благословен плод чрева
Твоего Иисус.
Святая Мария, Матерь
Божия, молись о нас,
грешных,
ныне и в час смерти
нашей. Аминь.
 
 
Сайт создан в системе uCoz